Региональные интернет-сообщества: опыт статистического сравнения. SpyLOG — 2013

Author:

Исследование компании SpyLog

Ранее уже обсуждалась тема успешного развития региональных сайтов, которые демонстрируют рост посещаемости значительно выше, чем средний показатель по Рунету. Однако региональные сайты, содержащие информацию о своих областях, — лишь часть регионального Интернета. Существует также сектор онлайновых представительств региональных компаний, значительная группа ресурсов провайдеров с высокой посещаемостью, а также порталы, посвящённые культурной жизни и развлечениям в конкретных городах. Значительную долю Рунета составляют сайты, созданные жителями городов помимо Москвы и Петербурга, при этом тематика таких ресурсов не всегда ограничена конкретной географией.

В данной статье предпринята первая попытка оценить масштаб отдельных региональных Интернет-сообществ, рассматриваемых как совокупность ресурсов, которые тематически связаны с регионом или «зарегистрированы» в нём. При формировании выборок по областям использовались два основных критерия:

  • присутствие в названии или описании сайта названия региона либо его центрального города (исключались ресурсы, относящиеся к нескольким регионам, например, общесибирские или общеуральские порталы);
  • принадлежность ресурса к «региональному» домену второго уровня, вне зависимости от его тематики.

Естественно, данные критерии формальны и не охватывают все региональные сайты: не учитываются ресурсы жителей региона с собственными доменами второго уровня или размещённые на бесплатных хостингах, а также сайты на доменах вузов и региональных провайдеров. Тем не менее объективность критериев и их независимость от активности кураторов каталогов позволяет считать полученные результаты точными и пригодными для межрегиональных сравнений, хотя они не позволяют однозначно определить долю региональных ресурсов в общем объёме Рунета.

Для детального анализа было выделено 15 регионов с наибольшим числом сайтов, при этом Москва и Петербург, являющиеся лидерами, в исследование не включались.

Таблица 1. Региональные сообщества: сравнение по количеству ресурсов

Регион Наиболее распространённые домены второго уровня* Всего сайтов в том числе в Топ 5000 Рунета
Новосибирская обл. nsk.ru 284 71
Свердловская обл. (Екатеринбург) ural.ru, e-burg.ru 218 59
Нижегородская обл. nnov.ru, nn.ru 174 34
Краснодарский край kuban.ru, krasnodar.ru 135 20
Самарская обл. samara.ru 133 29
Калининградская обл. kaliningrad.ru, koenig.ru 119 25
Приморье (Владивосток) primorye.ru 111 19
Иркутская обл. irk.ru, irkutsk.ru 101 24
Ростовская обл. rnd.ru 99 19
Пермская обл. perm.ru 94 15
Томская обл. tomsk.ru 93 18
Ярославская обл. yaroslavl.ru, yar.ru 86 13
Карелия (Петрозаводск) karelia.ru 83 16
Красноярский край krsk.ru, krasnoyarsk.ru 83 18
Омская обл. omsk.ru, omskreg.ru 76 16

    * Перечень официальных географических доменов второго уровня, закреплённых за субъектами Российской Федерации, доступен в открытых источниках

По числу ресурсов неизменными лидерами среди российских провинциальных городов выступают Новосибирск и Екатеринбург. Интересно, что Нижний Новгород, с населением близким к этим городу, отстаёт примерно вдвое. Среди городов-миллионников Волгоград, Казань, Уфа и Челябинск не входят в топ-15 по числу интернет-ресурсов. Вместе с тем в списке лидеров оказались относительно компактные города, такие как Томск (около 480 тысяч жителей), Калининград (около 430 тысяч) и даже Петрозаводск (около 280 тысяч).

Данные по общей посещаемости региональных сообществ показывают похожую картину, но с заметными отличиями: по ядру аудитории и среднесуточному количеству посетителей Екатеринбург превосходит Новосибирск.

Таблица 2. Региональные сообщества: сравнение по суммарной посещаемости

Регион совокупное ядро посетителей в день запросов (хитов) в день
Свердловская обл. (Екатеринбург) 37 100 13 800 50 700
Новосибирская обл. 29 100 12 400 53 400
Нижегородская обл. 10 800 5 200 20 800
Иркутская обл. 10 900 4 800 17 500
Томская обл. 8 900 4 800 17 500
Краснодарский край 9 100 4 000 14 500
Самарская обл. 7 300 3 500 12 900
Приморье (Владивосток) 4 700 2 500 9 100
Калининградская обл. 5 000 2 400 9 200
Ростовская обл. 4 700 2 100 8 900
Карелия (Петрозаводск) 4 000 2 100 8 900
Пермская обл. 4 200 2 000 8 100
Ярославская обл. 3 100 1 900 5 800
Красноярский край 4 300 1 900 5 800
Омская обл. 3 500 1 800 4 500

Для оценки приведённых показателей стоит отметить, что по суммарной посещаемости как свердловское, так и новосибирское региональные Интернет-сообщества сравнимы с рядом из 50 наиболее популярных ресурсов Рунета. При этом в выборки включены далеко не все региональные сайты, что уже было отмечено выше. Что касается других региональных сообществ, их аудитория (от 2 до 5 тысяч посетителей в день) сопоставима с ресурсами из второй-третьей сотен рейтинга.

Ранее проведённое исследование компании SpyLOG, посвящённое развитию региональных сегментов Рунета.

Региональные сайты: пример стремительного роста

Одним из самых динамично развивающихся направлений в Рунете считаются региональные сайты: за три месяца их общая посещаемость увеличилась в 2,5 раза.

На сегодняшний день в системе статистики SpyLOG зарегистрировано более 500 ресурсов, посвящённых различным аспектам жизни регионов и городов. Такие сайты характеризуются региональной спецификой не только по тематике, но и по аудитории — представители Москвы и Петербурга составляют лишь около 15% посетителей, зарубежных пользователей около 10%, а основная часть аудитории (три четверти) — россияне, проживающие за пределами двух столиц.

Если в середине октября суммарное количество хитов на всех региональных сайтах составляло примерно 60 тысяч в рабочий день, то к середине января показатель вырос до 145–155 тысяч хитов, что в 2,5 раза превышает октябрьские значения. В среднем еженедельный рост посещаемости региональных ресурсов составлял 7–8%, а аудитории (уникальных посетителей) — 5–6%. Следует подчеркнуть, что увеличение в 2,5 раза за три месяца — это очень высокий темп роста даже по сравнению с общими положительными тенденциями Рунета. Например, суммарная посещаемость 1000 самых популярных сайтов Рунета за тот же период выросла примерно на 70% (в неделю около 4%). Сайты, ориентированные исключительно на московскую аудиторию, демонстрировали меньший рост — порядка 60%.