По материалам аналитического доклада «Перспективы развития межкорпоративного электронного бизнеса в промышленности России»
Аналитический доклад «Перспективы развития межкорпоративного электронного бизнеса в российской промышленности» — результат впервые проведенного в России комплексного исследования состояния и перспектив развития B2B решений в отраслях промышленности России.
В докладе анализируются следующие вопросы:
- Специфика реализации B2B решений в России
- Степень готовности основных отраслей отечественной промышленности к реализации B2B
- Основные тенденции развития электронного бизнеса в России
В группу исследуемых отраслей входят все сегменты отечественной индустрии, обеспечивающие суммарно свыше 93% промышленного производства (электроэнергетическая, топливная, металлургическая, химическая, машиностроительная, лесная, пищевая, фармацевтическая отрасли и производство строительных материалов).
Базой для исследования стали материалы рейтингового агентства «Эксперт РА», сформированные на основе данных о состоянии различных отраслей экономики, статистика Госкомстата, ГТК РФ, сведения ведомственной отчетности. В процессе исследования были проанкетированы 200 ведущих промышленных компаний, а также проведены углубленные интервью с топ — менеджерами российских компаний, играющих ключевую роль на отраслевых рынках.
Консультантом проекта выступила компания PricewaterhouseCoopers.
═
Специфика реализации В2В решений в России.
Стартовые условия для развития межкорпоративного электронного бизнеса в России имеют существенные отличия по сравнению с ситуацией, сложившей в Европе и, тем более, в США. С одной стороны, ряд факторов общеэкономического и инфраструктурного порядка (табл. 1), характерные для всех сегментов экономики, существенно осложняют процесс внедрения электронного бизнеса в существующую практику хозяйствования, а с другой — практическая реализация В2В решений при определенных условиях уже в среднесрочной перспективе может оказаться особенно эффективной именно для отечественных компаний.
|
|
Сдерживающие факторы |
Стимулирующие факторы |
|
|
— многолетняя нестабильность экономической ситуации;— высокая доля «теневого» сектора экономики, часто тесно связанного с легальным бизнесом;— в целом высокий уровень монополизации промышленности, связи, транспорта;— большая роль личных отношений и персональной заинтересованности в формировании снабженческо-сбытовых цепочек;— низкий уровень денежных средств в общей структуре взаиморасчетов;— множественность подходов к ценообразованию в рамках одного предприятия, обусловленная применением различных схем расчетов— неприемлемая для бизнеса налоговая система, побуждающая к массовому «уходу» от налогов;— неоптимальное использование имеющихся ресурсов;— приоритетная потребность в обновлении основных фондов при сохраняющемся дефиците собственных средств предприятий «реального» сектора— неблагоприятный инвестиционный климат |
— гигантские географические масштабы национального экономического комплекса;— наметившийся в 1999-2000 гг. экономический подъем и оживление промышленного производства;— расширение внутреннего рынка, в том числе и за счет появления новых потребителей;— повышение уровня «монетаризации» экономики;— высокий уровень дифференциации цен на однородную продукцию;— в целом объективная потребность компаний в повышении эффективности снабженческо-сбытовой деятельности;— улучшение финансового состояния предприятий, прежде всего в экспорториентированных отраслях за счет улучшения конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и сырья;— появление новых собственников, заинтересованных в повышении эффективности бизнеса;— появления первых В2В проектов в России |
|
|
— невысокий (в сравнении с развитыми странами) уровень информационных технологий, особенно на периферии;— ограниченная Интернет-аудитория, в том числе и в сегменте корпоративных пользователей;— слабая степень развития телекоммуникаций |
— высокие темпы роста пользователей Интернет (преимущественно в экономических центрах);— постепенный процесс компьютеризации компаний;— высокий интеллектуальный потенциал в сфере развития компьютерных технологий |
|
|
— в целом низкая эффективность корпоративного управления— инерционность в восприятии принципиально новых подходов к ведению дел у большинства руководителей «советской» формации;— недоверие к инструментам ведения бизнеса, не апробированным в России |
— постепенное повышение уровня менеджмента в компаниях, принадлежащих собственникам, заинтересованных в долгосрочном развитии своего бизнеса. |
|
|
— отсутствие правового регулирования электронной торговли (в частности, закона о электронной цифровой подписи) |
— осуществляется разработка проектов законов для дальнейшего утверждения законодательными органами |
═
На наш взгляд эффективность использования В2В решений в отечественной промышленности во многом будет зависеть от степени готовности каждой из отраслей к реализации е — технологий. Результаты нашего исследования подтвердили, что в России степень готовности сильно дифференцируется в зависимости от конкретного сегмента промышленности.
Степень готовности основных отраслей отечественной промышленности к реализации B2B
Для выявления наиболее перспективных секторов отечественной индустрии с точки зрения реализации механизмов В2В в исследовании «Эксперт РА» проводится анализ имеющегося потенциала для ведения межкорпоративного электронного бизнеса, его возможных форм и интенсивности развития в следующих отраслях промышленности:
- топливно-энергетический комплекс;
- черная и цветная металлургия;
- химическая и нефтехимическая промышленность;
- машиностроение;
- лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
- промышленность строительных материалов;
- пищевая промышленность;
- легкая промышленность;
- фармацевтическая промышленность
Перечисленные сегменты отечественной индустрии обеспечивают основной объем промышленного производства в России: в 1999 г. на их долю приходилось почти 90% суммарного выпуска продукции; аналогичный показатель наблюдался и по данным за 2000 г.
Для сравнительного анализа используется три основных группы факторов, влияющих на стартовые условия для внедрения В2В решений в отечественную индустрию:
Проведенный анализ факторов показал, что в настоящее время ни одна из исследуемых отраслей в полной мере не готова к использованию моделей В2В коммерции.
В то же время, несмотря на сохранение в обозримой перспективе действия общих сдерживающих факторов, в отдельных сегментах промышленного производства уже сформировался ряд условий, благоприятствующих проведению коммерческих транзакций между основными участниками рынка в сети Интернет, и заметное развитие электронной торговли принципиально возможно уже в ближайшем будущем.
Наиболее близко к использованию B2B решений подошли крупнейшие компании металлургического комплекса. Сочетание благоприятных экономических, инфраструктурных и управленческих факторов в этой отрасли практически уникально для российской промышленности, при этом ведущие металлургические корпорации уже сейчас серьезно рассматривают возможность организации электронных торговых площадок как в России, так и за рубежом (так, в настоящее время в тестовом режиме функционирует ЭТП E-metex.ru, ориентированная на реализацию продукции трубной промышленности на отечественном рынке, работают Europe-steel.com и Metal-Russia.com, предназначенные для торговли российской продукцией за рубежом). В ближайшей перспективе можно ожидать, что именно этот сектор сыграет роль «локомотива» в развитии межкорпоративного электронного бизнеса в России.
Достаточным потенциалом для создания торговых систем обладают фармацевтические компании, между которыми наиболее вероятно скорое возникновение элементов электронного взаимодействия. Среди них особо выделяются дистрибьюторские корпорации, обладающие для этого достаточными ресурсами.
Машиностроение, химический комплекс, лесная и пищевая промышленность в целом менее готовы к использованию B2B решений. Их возможности существенно дифференциируются в зависимости от конкретной подотрасли.
Отдельно необходимо отметить возможности развития технологий В2В в топливно-энергетическом комплексе. Обладая хорошими стартовыми условиями для развития Интернет — бизнеса в сфере сбыта продукции, эти отрасли в силу специфики их структурной организации имеют в настоящее время ограниченные возможности для создания открытых ЭТП. Кроме того, учитывая их высокий экспортный потенциал, компании нефтяной и газовой промышленности могут быть заинтересованы в организации электронных торговых площадок для экспортных операций. В более отдаленной перспективе, после реализации реформ, намеченных в российской электроэнергетике в газовой промышленности, возможна организация В2В площадок и в России.
Ниже приводится матрица, отражающая уровень соответствия отраслей промышленности России основным критериям, определяющим возможность реализации В2В.
|
||||
Отрасль |
Группы критериев |
|||
Структурно-экономические |
Информационно-инфраструктурные |
Управленческие |
||
Металлургический комплекс |
═ |
═ |
═ |
|
Пищевая промышленность |
═ |
═ |
═ |
|
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
═ |
═ |
═ |
|
Топливная промышленность |
* |
═ |
═ |
|
Фармацевтическая промышленность |
═ |
═ |
═ |
|
Легкая промышленность |
═ |
═ |
═ |
|
Химическая и нефтехимическая промышленность |
═ |
═ |
═ |
|
Машиностроение и металлообработка |
═ |
═ |
═ |
|
Электроэнергетика |
* |
═ |
═ |
|
Промышленность строительных материалов |
═ |
═ |
═ |
|
═ |
— в целом соответствует |
|||
═ |
— соответствует по отдельным параметрам |
|||
═ |
— в целом не соответствует |
|||
* |
— соответствует, но возможность реализации В2В-решений ограничивается существующей системой организации отрасли |
═
Основные тенденции развития электронного бизнеса в России
Перспективы развития межкорпоративного электронного бизнеса в России главным образом связаны с возможностью дальнейшего улучшения макроэкономической ситуации в стране, что сможет существенно снизить влияние факторов, препятствующих эффективной реализации механизмов В2В отечественными компаниями. Учитывая, что в ближайшем будущем от российской экономики трудно ожидать принципиальных позитивных сдвигов, способных коренным образом изменить сложившуюся практику взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности, в течение двух — трех ближайших лет лавинообразный рост продаж промышленной продукции посредством Интернет маловероятен.
Скорее всего, до 2003 г. российский рынок В2В будет проходить этап структурной организации. В этих условиях, использование инструментов электронной торговли между корпорациями хотя и будет идти достаточно высокими темпами, однако стоимостные показатели объема рынка будут невелики. Так, в 2000 г. суммарные межкорпоративные продажи в Интернет оцениваются не более чем в 60 млн долл.* (при общем объеме производства промышленной продукции — более 160 млрд долл.). Согласно прогнозу, разработанному исходя из максимально возможных в России объемов В2В операций, к 2003 году этот показатель может возрасти до 530 млн долл.
|
При сохранении существующих темпов развития отечественной экономики и принятии законодательными органами нормативной базы, необходимой для развития В2В решений, можно ожидать, что российские компании вступят в фазу активного освоения межкорпоративного электронного бизнеса не ранее, чем через три-четыре года, когда возможно будет достигнут серьезный прогресс в сфере в развитии информационных технологий и инфраструктуры, а взаимоотношения между участниками рынка примут несколько более «цивилизованный» характер.
В целом к 2005 г. общий объем операций между отечественными предприятиями в Интернет может составить 2,8 млрд долл. Однако по этому показателю Россия будет многократно отставать от развитых стран мира и в обозримом будущем.
Состав участников межкорпоративного электронного бизнеса в России в течение ближайших пяти лет вероятно будет подвержен существенной трансформации. Так, если на начальных этапах в 2001-2002 гг. реальное развитие будет обеспечиваться в ограниченном количестве отраслей, среди которых можно выделить металлургию, а также отдельные сегменты фармацевтического рынка, пищевой промышленности и машиностроения, то к 2004-2005 гг. возможно резкое расширение областей применения В2В технологий за счет более полного вовлечения компаний из других отраслей промышленности.
Заметные изменения затронут и структуру электронных межкорпоративных продаж. Если в краткосрочной перспективе в сегменте В2В будут безоговорочно доминировать интерактивные взаимоотношения между непосредственно между компаниями (без посредничества электронных торговых площадок), то по мере развития торговых систем к 2004-2005 гг. их доля существенно возрастет.
В целом российский рынок для межкорпоративного электронного бизнеса можно оценить как потенциально перспективный, однако ограниченность его объемов в кратко- и среднесрочной перспективе. Поэтому стратегия поставщиков технологических решений и осуществляющих управленческий консалтинг в области информационных технологий консультационных компаний, планирующих расширение операций в России, должна основывать на активном освоении свободных ниш для бизнеса уже в ближайшем будущем.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ |