Алексей Андреев
Зачем в российских версиях GPS-телефонов возникает ошибка в 30 метров, почему российская компания «РекСофт» создавала интернет-магазин для финской фирмы «Бенефон», а также по каким причинам банкиры с недоверием относятся к Индонезии — об этом и других особенностях своего дела рассказывает ведущий специалист интернет-подразделения компании «Бенефон» Александр Малюков, более известный в Рунете как основатель ЕЖЕ-движения и бессменный САМодератор самой узнаваемой рассылки Рунета — «ЕЖЕ-лист».
— Как сложилась твоя дорога во Финляндию?
— Поездом. Путешествовал в августе, так что никаких лыжных переходов по «ленинским тропам» не предполагалось. Всё было очень просто и привычно: пил чай, ел продукты от родителей, берег кошелек и дремал под стук колес.
— Живя в Финляндии, ты занят довольно необычным делом в российском сегменте интернета — модерируешь популярный лист «ЕЖЕ», на который подписаны представители многочисленных российских интернет-СМИ, рекламных агентств и IT-компаний. Не мешает ли физическое расстояние возглавлять столь масштабное сообщество из-за рубежа?
— Модератор — это одновременно и дирижер оркестра, и капитан хоккейной команды. Характер, такт, коммуникабельность, быстрая реакция и интеллект помогают эффективно управлять серьезным сообществом. Расположение не играет значительной роли в отношениях с подписчиками. Мое географическое удаление проявляется лишь тогда, когда я вежливо отказываюсь обсудить какой-то вопрос за кружкой пива в столичном баре.
Кстати, модерация «ЕЖЕ-листа» — лишь верхушка айсберга «Содружества онлайн периодических изданий «ЕЖЕ»». Оно поддерживает, например, галерею «Физиономии Русского Интернета», рейтинги «Знаменитость Русского Интернета», проекты POTOP и POTOP++, а также собственную ежедневную газету «ЕЖЕправда» и другие инициативы. Цитируя Анатолия Левенчука: «ЕЖЕ — одна из первых саморегулируемых организаций в Рунете. Задуманная как СРО, организация выросла в мощное объединение, занимающее лидирующие позиции среди самоорганизаций Рунета».
— Есть ли в твоей деятельности символизм: в Рунете — добровольческая социальная активность (ЕЖЕ), а в Финляндии — серьезный IT-бизнес? Складывается ощущение, что в интернете лучше «тусоваться», а работать в IT стоит на Западе. Это верно?
— Символизм во мне присутствует, но во многом он условен. Если бы я свободно говорил на финском, мог бы быть активным участником Финнета. Если бы меня уговорили остаться работать в Москве, занимался бы IT-бизнесом прямо в самом сердце Рунета. В целом ответ на твой вопрос таков: тусоваться лучше там, где удобен язык и знакомы лица, а работать в IT — там, где есть сама индустрия.
— Компания «Бенефон», где ты трудишься, выпускает уникальные средства связи, например, мобильный телефон с GPS. Расскажи о разработках подробнее.
— Устройство Benefon Esc! — единственный в мире такого рода аппарат связи. Сегодня «Бенефон» скорее специализируется на «the wireless communication instruments», то есть оборудовании для беспроводной связи, чем на традиционных телефонах. Benefon Esc! функционирует как обычный GSM-телефон и GPS-терминал одновременно. В него можно загрузить туристические, городские, топографические и морские карты, а также пользоваться полезными сервисами: искать маршрут, определять расстояние до пункта назначения, делиться местоположением с друзьями, а если у друзей тоже есть Esc!, то видеть их нахождение. Можно узнавать скорость и направление движения, а в экстренных случаях отправлять SOS с координатами. Кроме того, через сервис Benefon Friend Find можно разрешить близким отслеживать перемещения через Интернет.
Еще одна интересная разработка — Benefon Q. Во время выпуска Q был самым компактным телефоном в мире со встроенным WAP. Этот аппарат выделяется дизайном и тем, что позволяет просматривать обычные HTML-страницы, а не упрощённый WAP.
— В России уже возникал вопрос о том, где брать карты для Benefon Esc! Планируется ли появление возможности создавать собственные карты? Например, отсканировать карту своего посёлка и загрузить её в телефон?
— Компания «Бенефон» занимается выпуском терминала, а большинство сервисов предоставляют партнеры. В Финляндии и Европе с картами проблем нет. В России картографией занимается фирма под названием «Прин». У них уже есть карты Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. В ближайшем будущем, вероятно, появится возможность загружать пользовательские карты.
— Как сложилось, что петербургская компания «РекСофт» создавала интернет-магазин для финской фирмы «Бенефон»? Зачем западной компании привлекать неизвестных российских программистов?
— В компании «Бенефон» работает около 300 человек — вместе с техническим персоналом и сборщиками телефонов. При создании интернет-магазина было выгоднее приобрести готовое решение, чем нанимать лишнего программиста или отвлекать штатных работников. В декабре прошлого года я объявил на ЕЖЕ-листе тендер на создание интернет-магазина.
— Это твоя личная заслуга — привлечение российских специалистов? Ведь можно было нанять, к примеру, индийскую фирму…
— Я отвечал за проект с финской стороны, и вся ответственность за выбор российского подрядчика лежала на мне. «РекСофт» выиграл тендер в честной конкуренции более чем с пятнадцатью кандидатами. Всего за месяц-полтора они создали удобный интернет-магазин. До этого у меня не было опыта работы с российскими компаниями, и «РекСофт» приятно удивил — их четкость работы напомнила мне лучшие американские стандарты, местами даже с некоторой жесткостью. Эта жесткость компенсировалась отличной организацией труда и высоким профессионализмом. Если случались задержки, они всегда были по нашей вине. Сейчас мы продолжаем сотрудничать: заказываем у них скрипты для форумов и партнерской программы под eShop.
— Насколько я понимаю, в вашем интернет-магазине внедрены строгие меры по борьбе с кардерами и мошенниками. Некоторые страны магазин просто не обслуживает. Расскажи об этих ограничениях.
— О защитных мерах ничего конкретного не скажу — это военная тайна. Сейчас Benefon eShop обслуживает свыше 70 стран. В списке значится Индонезия, но товары туда пока опасаемся отправлять. Примерно через неделю после открытия магазин подвергся массированной атаке: индонезийцы покупали дорогие телефоны десятками. Финские банки отказались проводить платежи из Индонезии, объяснив это действием гангстерских сетей, которые промышляют покупками в интернет-магазинах. Якобы большинство кредитных карт там украдены или просрочены. «Бенефон» не готов рисковать и проверять эти сведения. Если ситуация не изменится, придется исключить Индонезию из списка стран поставок.
— В списке стран нет и России, верно?
— Верно. Среди прочего это связано с тем, что россиянам запрещено знать своё точное местоположение с точностью, которую выдает Benefon Esc!. Поэтому в аппаратах, продаваемых в России, искусственно создается ошибка в 30 метров. Дмитрий Завалишин подробно описал этот случай в своих материалах.
— Какие известные интернет-магазины, с твоей точки зрения, можно считать безопасными, а какие — нет?
— Любые интернет-магазины нельзя считать полностью безопасными. Вероятность похищения номера кредитной карты в сети не ниже, чем в кафе, где официант уносит карту в соседний зал. Опасность часто подстерегает там, где её не ожидают. Множество историй о школьниках-хакерах, которые взламывали сайты и при этом крали сотни номеров карт, — скорее мифы. По контрактам с электронными банковскими системами ни один интернет-магазин не имеет права хранить данные карт онлайн. Нарушение этих условий влечет крупные штрафы. Основная проблема — неизвестно, где в итоге окажется номер карты. Часто его отправляют по факсу, который может находиться в офисе, где уборщица лишь протирает пыль. Данные передаются в зашифрованном виде только для того, чтобы избежать взлома, но в итоге карта оказывается распечатанной и хранящейся в бумажных отчетах, которые однажды могут быть выброшены.
Однако пользоваться интернет-магазинами стоит и нужно. Это не просто дань моде, а удобный, зачастую бюджетный и иногда единственно возможный способ покупок. Главное — периодически проверять состояние своего счета.
— Какие «часто упускаемые детали» ты бы посоветовал учитывать компаниям, открывающим собственный интернет-магазин?
— Рекомендуется уделять внимание покупателю. Любой дискомфорт заставляет покинуть магазин и не возвращаться: агрессивный взгляд продавцов, отсутствие ответов на вопросы, отказ разрешить потрогать товар, проблемы с обслуживанием карты, сложность оформления без подробной инструкции, обязательные анкеты при входе, когда выбранный товар вдруг оказывается недоступен, продажа товара другому покупателю, отвлекающая громкая музыка, попытки обмана и навязывания ненужного, внезапное удаление из магазина, недостаток внимания со стороны персонала, непонимание языка, разговор через бронированное стекло, задержки с доставкой.
Также стоит помнить: интернет-магазин — это полноценный магазин, работающий в сети. Как говорил Артемий Лебедев, «для начала нужно научиться вести обычный бизнес, а уже после думать о продажах в Интернете».
— Каковы твои прогнозы развития интернет-бизнеса в России, особенно интернет-магазинов? Не кажется ли, что это нелегкое дело, учитывая, что в стране интернетом и гибкими платежными системами пользуются пока немногие?
— Россия никуда не денется, ведь Европа рядом, а гибкие платежные системы очень удобны. Не нужно опасаться уличных хулиганов вечерами, прятать деньги на время поездок или нервничать в ресторане из-за наличных. Интернет-магазинов станет больше — появятся сетевые супермаркеты, у каждого производителя будет собственный онлайн-магазин, а также множество мелких торговцев. Интернет-торговля будет существовать, пока существует сама Сеть, пока в ней ходят простые пользователи, стремящиеся обменять свои сбережения на привлекательные товары, которые с радостью предложат улыбчивые торговцы.