-
РАЗДЕЛ I. Статус Рекомендаций по организации деятельности лиц в сфере Интернет-коммерции в Российской Федерации
1. Цель и назначение Рекомендаций по организации деятельности лиц в сфере Интернет-коммерции в Российской Федерации
Рекомендации по организации деятельности лиц в сфере Интернет-коммерции в Российской Федерации (далее — Рекомендации) созданы с целью содействия гармоничному развитию Интернет-коммерции в российском сегменте сети Интернет на фоне растущего интереса государства и общества к коммерческой деятельности в сети и самой сети Интернет.
В настоящее время обозначенный интерес в условиях отсутствия специальных законодательных актов в области Интернет-коммерции, сложностей судебной защиты споров, связанных с использованием сети, недостаточной технической организации Интернет и прежде всего неадекватного социально-психологического восприятия сети у пользователей может способствовать дезорганизации отношений в сфере Интернет-коммерции и привести к массовым нарушениям гражданских прав, законодательства Российской Федерации, интересов организаций, занимающихся такой деятельностью, а также государственных и общественных интересов страны.
Целесообразно применять принципы и положения настоящих Рекомендаций для формирования деловых обычаев и развития механизмов саморегулирования в сфере Интернет-коммерции путем их прямого или косвенного включения в общественные отношения Российской Федерации.
2. Основные задачи Рекомендаций
Использование Рекомендаций позволяет решать следующие задачи:
образовательные — повышение осведомленности пользователей сети об возможных проблемах внедрения и использования Интернет-коммерции;
организационно-методические — создание и поддержка информационных ресурсов в сети Интернет для ведения коммерческой деятельности;
научные — исследование и разработка принципов и норм регулирования сети и электронной коммерции.
3. Ключевые понятия
Под Интернет-коммерцией понимается коммерческая деятельность, связанная с рекламой и распространением товаров и услуг через сеть Интернет.
Пользователь сети Интернет — любое физическое или юридическое лицо, пользующееся сервисами сети.
Информационный провайдер — юридическое или физическое лицо, предоставляющее услуги по использованию сети Интернет. За исключением технических протоколов и стандартов, провайдер не инициирует информационный обмен, не выбирает получателей и не модифицирует передаваемую информацию.
Оператор Интернет-коммерции — пользователь Интернета, осуществляющий коммерческую деятельность в сети.
4. Международное сотрудничество в регулировании электронной коммерции
В мировой практике разрабатываются и принимаются многочисленные нормативно-правовые документы в области электронной коммерции, изучение и использование которых позволит России гармонизировать собственное развитие данной сферы с общей системой глобального информационного пространства.
5. Юридический статус Рекомендаций
Данные Рекомендации не обладают юридической силой до тех пор, пока их принципы и положения не будут применены субъектами Интернет-коммерции в ходе организации соответствующих процессов.
6. Научная значимость и ограниченность Рекомендаций
Принципы и положения Рекомендаций следует рассматривать как научный анализ проблематики информационных отношений в Интернет-коммерции, они не претендуют на абсолютную истину и не охватывают всех аспектов регулирования данной сферы.
7. Временное исключение из рассмотрения
В настоящий момент Рекомендации не охватывают вопросы третейских процедур разрешения Интернет-споров, расчетов в сети, интеллектуальной собственности, специальных средств обеспечения доказательств и других аспектов государственного регулирования коммерческой деятельности.
8. Открытость Рекомендаций
Рекомендации открыты для обсуждения, критики, корректировок, принятия или отказа от них.
9. Редакции и развитие Рекомендаций
По объективным причинам документ будет подвергаться изменениям, что будет отражено в новых редакциях.
Первая редакция: 20 мая 2000 года.
Последняя редакция: 20 мая 2000 года. -
РАЗДЕЛ II. Основные принципы и рекомендации по организации деятельности участников Интернет-коммерции
10. Принцип суверенитета Российской Федерации
Действие Рекомендаций распространяется на информационные общественные отношения, связанные с использованием сети Интернет и Интернет-коммерцией, которые возникают на территории России, а также инициируются российскими гражданами, органами власти или зарегистрированными в стране организациями и продолжаются за ее пределами.
Во избежание конфликтов рекомендуется определить юрисдикцию, то есть установить, какие действия в сфере Интернета регулируются исключительно российским законодательством, а какие подлежат нормам иностранных государств.
11. Принцип законности
Все участники информационных отношений в сети обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации.
Следует учитывать, что на данный момент российское законодательство не содержит исключений, освобождающих отношения в Интернете от правового регулирования, соответственно необходимо придерживаться всех применимых норм.
12. Принцип анонимности пользователей сети
Пользователи Интернета имеют право на анонимность в пределах закона. Исключение составляют операторы Интернет-коммерции, ведущие коммерческую деятельность.
Запрещается собирать, хранить или распространять информацию о пользователях без их согласия. Владельцы ресурсов должны информировать пользователей о мерах по защите их данных.
13. Принцип равенства в Интернет-коммерции
Регулирование Интернет-коммерции осуществляется на равных условиях с прочей коммерческой деятельностью, если иное не установлено законами или международными соглашениями.
14. Принцип обязательной индивидуализации операторов Интернет-коммерции
Операторы Интернет-коммерции обязаны полно и достоверно идентифицировать себя в информационных отношениях с пользователями.
Для реализации этого рекомендуется:
╥ предоставлять или обеспечивать открытый доступ к сведениям о названии, юридическом и фактическом адресах, реквизитах, лицензиях и других документах, удостоверяющих права оператора;
╥ указывать собственный электронный адрес во всех взаимодействиях с пользователями;
╥ предоставлять информацию о наименованиях и электронных адресах используемых информационных провайдеров;
╥ размещать электронные адреса органов власти, выдавших правоустанавливающие документы, или их почтовые адреса на территории РФ.
15. Принцип открытости и достоверности коммерческих операций в сети
Операторы обязаны публиковать правила получения информации о товарах и услугах, а также порядок совершения сделок через Интернет, включая условия доставки и использования информационных ресурсов.
Они несут ответственность за соответствие существенных условий сделки требованиям законодательства и обязаны обеспечивать защиту информации о потребителях.
Пользователи вправе запрашивать копии любых документов, связанных с деятельностью оператора.
Для выполнения этого рекомендуется:
╥ разработать подробные правила использования информационных ресурсов и процедуры совершения сделок;
╥ создать механизм предоставления по запросу письменной информации о деятельности оператора;
╥ обеспечить доступность электронного текста договора по одному адресу в сети;
╥ четко определить условия оферты, акцепта, время, место и способ совершения сделки;
╥ предусмотреть обработку технических ошибок при заключении договоров;
╥ нести ответственность за недостоверную или неполную информацию в коммерческой деятельности.
16. Принцип факультативной индивидуализации потребителей
Операторы имеют право требовать идентификации потребителей в объеме, предусмотренном законом.
Потребителям запрещено предоставлять ложные или фальсифицированные данные, связанные с доступом к ресурсам оператора.
Для реализации этого рекомендуется:
╥ контролировать правосубъектность лиц, вступающих в сделки;
╥ определять ответственность потребителя за ложные сведения или фальсификации.
17. Принцип разумной свободы информационного обмена
За исключением случаев, предусмотренных законом или договором, не допускаются несанкционированные рассылки электронной почты.
Использование информационных ресурсов должно осуществляться в соответствии с правилами, установленными собственниками ресурсов, если иное не предусмотрено законом или договором.
Доступ к информации ограниченного доступа, требующей авторизации, запрещается без соответствующих прав.
Для соблюдения принципа рекомендуется:
╥ ограничить доступ к информации закрытого характера посредством системы авторизации.
18. Принцип разумной ответственности информационных провайдеров
Информационный провайдер не несет ответственности за противоправные действия пользователей, если не обладает информацией о таких действиях или не имеет возможности своевременно определить их характер.
Провайдер не отвечает за нарушения деловых обычаев пользователями, кроме случаев, предусмотренных законом или договором.
Ответственность провайдера наступает в случае модификации или задержки передачи информации, если иное не установлено законом или соглашением.
Провайдер обязан полно и достоверно информировать пользователей об условиях и особенностях функционирования своих ресурсов.
19. Принцип добровольного обеспечения доказательств при использовании сети Интернет
Пользователи, провайдеры и операторы имеют право применять любые законные методы обеспечения доказательств информационного обмена и коммерческих операций.
Рекомендуется:
╥ заключать договоры, закрепляющие прием информации в электронной форме в качестве доказательств;
╥ использовать системы депонирования электронной информации для сообщений и опубликованных данных;
╥ применять электронную цифровую подпись и ее аналоги;
╥ использовать сервисы для сбора и обработки общедоступной информации (поисковые системы, каталоги);
╥ привлекать классические экспертные и нотариальные практики.