Port.ru и DataArt — развод свершился

Author:

Подходит к своему логическому завершению реорганизация питерского отделения компании Port.ru и «развод» нового «Порта» с обслуживающей его технологически компанией DataArt, также базирующейся в Петербурге. Сокращения, которые произошли в этих двух компаниях, для питерского интернет-рынка болезненны особенно. Последние полтора года связка «Порт»-DataArt была самым теплым местом на местном рынке для программистов, администраторов, дизайнеров и редакторов. И это была самая крупная интернет-ориентированная компания второй столицы.

«Порт» и DataArt, исторически проживавшие в Питере совместно, как дружные соседи в большой коммунальной квартире, в начале лета прошлого года перебрались в свежеотремонтированные офисные помещения по адресу ул. Серпуховская, дом 10. Бывший офис «Промстройбанка», мраморные лестницы и бесшумные лифты. Ни один провайдер в Санкт-Петербурге не раскошеливался еще на такую представительность. «Порт»-DataArt же, похоже, собирались основаться тут прочно и надолго. Прошло меньше года. Сейчас офис опустел. Остатки «Порта» переезжают в более скромный офис. DataArt остается на Серпуховской, но только на половине прежних офисных площадей — остальные сдает.

О том, что происходит сейчас в DataArt и петербургском «Порте», рассказывают руководители местных офисов этих компаний.

Михаил Завилейский, DataArt

— В 1999-2000 годах вы обслуживали технологически компанию Port.ru. Что происходит после объединения? Будете ли вы теперь в том или ином виде что-то делать для нового Port.ru?
— Мы в ближайшее время не будем делать технологических решений для Port.ru. И, видимо, поддержку Port.ru будет делать внутри своих собственных структур, начиная с конца апреля.

— В связи с прекращением отношений с вашим главным заказчиком происходит ли у вас сокращение штата?
— Да, происходит — 50 процентов.

— Чем вы будете заниматься теперь? В каком объеме будете работать на Россию, а в каком на Запад?
— После сокращения, видимо, 100 процентов наших заказов будут идти на Запад. Некоторые работы будут делаться, конечно, и в России, но в основном для старых знакомых. Мы сейчас получаем новые западные заказы, у нас есть западный заказы, которые мы получили раньше. Вопрос о том, будем ли мы пытаться работать на Россию, будет решаться, но пока в ближайших планах этого нет.

— Что именно вы делаете на Запад?
— И дизайн, и программирование. У нас, наверное, 20 процентов работы — это веб-дизайн, а остальное — это программинг, причем сейчас акцент смещается в сторону не интернет-приложений, а просто использования интернет-технологий для корпоративных решений.

— Компания будет базироваться в Петербурге, как и ранее?
— Компания всегда имела два основных офиса — в Нью-Йорке и Санкт-Петербурге. Эти два основных офиса сохраняются. Возможно, мы откроем офис в Германии.

— Как Вы считаете, прекращение сотрудничества с Port.ru критично для компании, или вы уверенно чувствуете себя в этом переходном периоде?
— На самом деле, когда мы работали с Port.ru, мы знали, что происходит. Port.ru в свое время родился в недрах DataArt, технологически. Не как инвестиционный, а как технологический проект. Это было связано с реализацией проекта Mail.ru. Для DataArt всегда больше половины работ составляли работы на Port.ru. В отдельные моменты времени это было и существенно больше половины. Но прибыльность была маленькой, работы выполнялись почти по себестоимости. Поэтому на жизнеспособности компании в данный момент это никак не сказывается. Естественно, нам неприятно сокращать сотрудников, но для DataArt как для бизнеса — это приятные изменения, потому что гораздо худшей ситуацией было бы продолжать большие объемы работы на «Порт». Это означало бы, что две компании попали одновременно в тяжелую финансовую ситуацию. Сейчас «Порт», сократив объемы производства, существенно улучшил свое финансовое положение, DataArt избежал рисков, связанных с работой на рискующего клиента. Финансовое положение нашей компании сейчас остается хорошим, и мы прикладываем все усилия, чтобы увеличить продажи на Западе.

— Кто ваши западные заказчики?
— Я могу назвать крупнейших заказчиков. Это Metropolitan Transportation Authority (MTA) — нью-йорское метро. MediaRing Inc. — сингапурская компания, которая занимается IP-телефонией. Общее количество клиентов — около 15. Это те, с которыми у нас сохраняются какие бы то ни было отношения.

Вячеслав Овчинников, Port.ru

— Что вообще осталось от питерского «Порта» и будет ли вообще что-то от «Порта» в Питере существовать?
— В питерском «Порту» остается отдел продаж, который будет нацелен на региональный рынок. Людей в нем мало, но мы постарались сделать его достаточно приличным, чтобы серьезно играть на рынке. Посмотрим, первые два месяца поработаем, и в зависимости от результатов работы будем думать — увеличивать ли его еще.

— Вы продолжаете работу на условиях самофинансирования или «Порт» хотя бы на первом этапе оказывает вам финансовую поддержку?
— Ну вообще финансировать отдел продаж — это как бы непонятная схема. Естественно, отдел продаж должен жить на то, что заработает сам, более того, поскольку мы сами ничего не производим, мы будем часть денег вкладывать в свое развитие, а часть отправлять в Москву, потому как продукт их. Нам теперь больше ничего поддерживать не нужно, нет особых расходных точек. На начальном этапе, понятно, возврат денег будет небольшим, но чем больше мы будем раскручиваться, тем больше денег будем отдавать в «Порт».

— С какими клиентами вы уже работаете или собираетесь работать?
— Работать собираемся со всеми, кто выскажет минимальную заинтересованность в наших услугах. А с какими уже работаем — это коммерческая тайна.

— Тем не менее, обозначь хотя бы сектора.
— Сектора самые разнообразные — от производителей продуктов питания до продавцов сложной промышленной техники, которая продается буквально единицами штук в месяц на всю Россию, и при этом стоит, понятно, каких денег.

— Вы будете продавать только рекламу на ресурсах Port.ru, оттаргетированную по географическому признаку, или что-то еще?
— Тут на самом деле все зависит от пожеланий клиента и от того масштаба, в котором он собирается с нами работать. Понятно, что банальную прописку в поисковых машинах мы вообще не предлагаем как услугу, это не наш профиль. А реклама┘ Есть же точечная реклама в виде контекстных показов в поисковых системах. Поскольку у нас поисковика своего нет, то такой услуги мы своей пока предложить не можем. Поэтому мы предлагаем тот же «Яндекс», «Рамблер». Если клиент хочет не только рекламу, но сначала сделать свой сайт, например, интернет-магазин, мы тоже переводим на аутсорсинг. Все те услуги, которые нужны клиенту, но мы, по тем или иным причинам не сможем или не захотим делать, — находим субподрядчика и передаем ему часть работ. Это уже происходит, мы заказываем рекламу не только у себя, но и на других ресурсах.

— Какое количество людей работает сейчас в отделе продаж?
— Сейчас есть три сейлза. Мы рассчитываем еще подобрать двух-трех человек, чтобы за какой-то короткий срок их обучить. Вообще, по моим ощущениям, будет неплохо иметь человек 6-7 продавцов.

— Твоя оценка рекламного интернет-рынка Петербурга на сегодня.
— Что мы называем рынком? То, что реально собирается, или то, что можно собрать, если замести рынок.

— В первую очередь интересует то, что уже есть. Те игроки, которые здесь присутствуют.
— Кого называть игроками? Есть несколько площадок, которые в Питере продают рекламу. «Деловой Петербург», РБК, несколько маленьких студий, которые на самом деле больше не продают, а говорят. «Петерлинк», я думаю, много RLE продает. Ну и какие-то там петербургские клиенты, не зная, к кому обратиться, обращаются к московским рекламным агентствам. Есть еще Citycat, но насколько я знаю, у них продажи идут какие-то, но львиная часть — от агентств, и на питерском рынке, как на отдельном рынке, они не работают.

— Реален ли вообще питерский рынок как таковой — есть ли на нем клиенты, есть ли на нем деньги?
— Клиенты есть, есть деньги, которые клиенты готовы вкладывать. Но надо понимать, что этот рынок, на самом деле, еще не сформирован, он отстает от московского года так на полтора-два. И поэтому нужна первичная работа по проведению каких-то первых рекламных акций для клиентов. Сначала они хотят попробовать на копеечку, на две, на три. Потом смотрят, что в принципе из этого может получиться, и только потом с ними можно говорить о постоянных рекламных акциях, может быть, не очень крупных, но это тоже хлеб. Либо они увеличивают рекламный бюджет на Интернет. У нас есть примеры уже на сегодняшний момент и тех, и других. Вообще рынок по деньгам — ну мы сидели примерно оценивали, сейчас в Питере можно собирать тысяч пятьдесят в месяц. Это тот рынок, который уже есть сейчас. Кому он достанется — это вопрос времени. Но при этом еще сам рынок растет. Я думаю, что к осени рынок вырастет где-то в два раза. Планов никаких серьезных на этот рынок я ни у кого не наблюдаю. Но это же дело наживное. Громкой рекламой можно отхватить существенную долю рынка только потому, что он сейчас никому не принадлежит.

Стоит также вспомнить, что сегодня — 16 апреля — был обещан запуск обновленного Internet.ru. Пока на сайте ничего не произошло. По неподтвержденной информации, в новые главные редакторы ресурса прочат Алекса Экслера, однако новая команда окончательно еще не утверждена.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


Port.ru

DataArt

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


Новые слияния?10.04.01


Internet.ru отправился в путешествие из Петербурга в Москву03.04.01


Port.ru получает приз от «Нетоскопа»02.04.01


Куда идет новый Port.ru28.03.01


Юрий Аммосов: «Порт» надо помянуть20.03.01


Port.ru. И не осталось никого19.03.01


Port.ru и netBridge объединились21.02.01