Сегодня, 30 марта, книга Баяна Ширянова «Низший пилотаж», выпущенная издательством «Ад Маргинем», появилась в продаже в книжных магазинах Москвы. «Низший пилотаж» стал самым скандальным событием в русском Интернете на рубеже 1997-1998 годов и одержал победу в литературном конкурсе «Арт-Тенета-97».
Роман явился широкой публике и нажил достаточную известность благодаря череде случайностей. 12 ноября 1997 года
В то время активность российских пользователей Сети крутилась во многом вокруг «сетевой литературы». Ее читали, ее писали, ее судили. И все, что происходило на этом поле, было в Рунете особо замечаемо. Антон Носик, который участвовал в номинационной комиссии литературного конкурса «Арт-Тенета-97», по просьбе Паркера номинировал роман на конкурс. Это было начало грандиознейшего скандала. Александр Житинский и многие другие, причастные к конкурсу люди, категорически выступили против «Низшего пилотажа». Носика упрашивали снять роман с конкурса, так как «Арт-Тенета» были на грани развала из-за вышедшей из берегов дискуссии вокруг наркоманского и нецензурного произведения. С сайта конкурса роман был убран, а на его месте опубликована 46-я статья федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Но история закончилась весьма неожиданно — жюри, в которое входили Борис Стругацкий, Андрей Битов, Александр Кушнер и другие заслуженные литераторы, присудило «Низшему пилотажу» победу в «Арт-Тенетах».
Антон Носик писал в рецензии на роман: «…роман посвящен варке винта (эфедринового производного) и его внутривенному употреблению с последующим впадением употребителей в полное убожество, ничтожество, нирвану, эйфорию, амнезию, фригидность, приапизм и деменцию. Роман физиологичен до рвоты, изобилует ненормативной лексикой, рецептами изготовления и употребления веществ, сценами половой близости и бессмысленной жестокости (в том числе и садопедофилического толка) — короче, всеми теми сюжетами, за которые в наш просвещенный век книга может заработать высокий титул запрещенной литературы». Многие сравнивали «Низший пилотаж» с «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева.
Загадкой долгое время было имя автора романа. «Низший пилотаж» пытались приписать Паркеру. В итоге был разыскан настоящий автор — не подозревающий о сетевой буре Кирилл Воробьев. Кирилл Воробьев в прошлом — наркоман с десятилетним стажем. Ныне трудится на литературном поприще. Псевдоним Баян Ширянов он «похоронил» в августе 2000 года. Обставлено этой действо было как виртуальная смерть, традиционно принятая многими за смерть реального человека. Распространенное письмо «вдовы» гласило:
Пишет вам Ольга Ермакова, вдова писателя Баяна Ширянова. В четверг 7 августа около 2 часов ночи Баян скончался от сердечного приступа, вызванного передозировкой первитина. Отпевание прошло 9-го в храме Михаила Архангела, что на Проспекте Вернадского. 9-го же гроб с телом покойного был захоронен на Хованском кладбище. Возбуждено уголовное дело по факту приобретения наркотиков. Вот и все. Простите.
Распрощавшийся с Баяном Ширяновым его создатель живет и здравствует, пишет и выпускает книги. Появление «Низшего пилотажа» в широкой продаже комментирует сам Кирилл Воробев.
— Это уже вторая бумажная публикация романа?
— Если считать по наличию договора и гонорария — то первая. Все
предыдущие были, что называется, нулевые, пилотные, самиздатовские…
— Каков тираж?
— Пока 5 тыщ. Дальше будет видно.
— Издательство само предложило книгу напечатать или ты предлагал?
— Я уж и не помню. Главное — мы нашли друг друга!
— Будет ли осуществляться какая-нибудь реклама в Интернете бумажного
издания? Будет ли книга продаваться в интернет-магазинах?
— В ближайшее время на
рецензии. А что с «
реализацией!
— Роман редактировался для нового издания или выходит в том же виде,
что был опубликован в Сети?
— Некоторая редактура была, но чисто косметическая и пунктуационная.
Но были и казусы. Например, третью, самую знаменитую, фразу романа
хотели напечатать так — «голая, блядь, правда». Я возмутился и
переправил как надо: «Голая блядь-правда».
Что же до содержания, то я вставил туда две главы, изначально
предполагавшиеся как части «Срединного пилотажа». Они в Сети есть. Это
«Стрем-пакет с улиткой» и «Улица мертвых наркоманов».
— Ты планируешь публиковать что-то еще из своего в ближайшее время?
— Скажем так: мечтаю. Из всех моих книг не изданы только «Словарь сленга
наркоманов» и «Занимательная сексопатология». Их я хочу опубликовать
на бумаге. Но что-то желающих нет…
— Чем сейчас занимаешься?
— Жду открытия «АИФ-Интернет». В промежутках пишу статьи для «Огонька»,
«Литературки», «Собеседника»…
— Почему в свое время был похоронен Баян Ширянов?
— Версий много. Я, право, не знаю, к какой из них склониться.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ |