200 крупнейших трафикогенераторов дают почти 60% всех переходов на сайты Рунета, при этом четверть переходов приходится на пятерку лидеров среди трафикогенераторов – Яndex, каталог и поиск “Рамблера”, почтовый сервис Mail.ru и поиск “Апорт”. В первой двадцатке также наиболее популярные новостные и развлекательные ресурсы, англоязычные поисковые системы, а также каталог и рейтинг эротических ресурсов (etop.ru и sex.mafia.ru).
Выделение трафикогенераторов проводилось по доменам второго и третьего уровней. То есть, если разделы сайта сгруппированы в каталоги на домене второго уровня, то все сайты считаются как один трафикогенератор. В том же случае, если они сгруппированы по доменам третьего уровня, то все сайты учитываются как разные трафикогенераторы.
Структура трафикогенерации во многом зависит от уровня посещаемости ресурса. Почти весь трафик с крупнейших рекламных площадок (почтовые службы, новостные и развлекательные ресурсы) идет на наиболее популярные ресурсы. Похожая тенденция прослеживается и применительно к рейтингу Рамблера, одноуровневая рубрикация которого очевидно выгодна в первую очередь крупным и отчасти средним ресурсам. С другой стороны, поисковые машины являются источником только 15% трафика для крупных ресурсов и 23% – для остального Рунета. Также по мере уменьшения посещаемости растет роль перекрестных ссылок, устанавливаемых на “дружественных” сайтах – именно подобный тип трафикогенерации дает основную часть доли категории “прочие ресурсы” (см. рис. 1).
Рис.1.Структура трафикогенерации: зависимость от категории посещаемости
*Пояснения.Распределение ресурсов по посещаемости: “Наиболее посещаемые ресурсы” – Топ 500 сайтов Рунета (более 25 тысяч посетителей в месяц); “Средняя категория посещаемости” – сайты с 500-го по 200-ый по посещаемости (5-25 тысяч посетителей в месяц); “Малопосещаемые ресурсы” – менее 5 тысяч посетителей месяц.
Распределение источников трафика: “Крупнейшие рекламные площадки” – Топ 20 трафикогенераторов за исключением поисковых систем, рейтингов и каталогов; “Другие трафикогенераторы” – 200 основных трафикогенераторов (за исключением 20 крупнейших); “Прочие ресурсы” – средние и малопосещаемые ресурсы, ресурсы, являющиеся трафикогенераторами только для 1-3 сайтов.
Различия в структуре трафикогенерации определяют и разнообразие списка лидеров. Для крупных ресурсов главным трафикогенератором оказывается рейтинг “Рамблера”, в то время как в других категориях по посещаемости лидирует “Яндекс”. На смену же рекламным площадкам (mail.ru и другие) приходят каталоги.
Табл.2.Крупнейшие трафикогенераторы для ресурсов разного уровня посещаемости