МТС и “МегаФон” захватывают столицы

Author:

Юнна Арто

С 5 декабря 2001 года сотовая компания “Мобильные ТелеСистемы” (МТС) начала свою работу в Петербурге. Пока подключение доступно лишь корпоративным клиентам – предоставление услуг частым лицам начнется 11 декабря. Разрешение на коммерческую эксплуатацию петербургской сети МТС получил 29 ноября.

Как сообщает ресурс ComNews.ru, для привлечения корпоративных клиентов МТС 4-5 декабря организовала в петербургском Гранд-отеле “Европа” выставку “МТС Экспо”, на которой провела серию презентаций для 1000 потенциальных абонентов. Судя по тому, что мест в зале постоянно не хватало и многие слушали стоя, появление МТС вызвало повышенный интерес у компаний города.

Питерские тарифы МТС явно рассчитаны с учетом предложения главного местного конкурента – компании “Северо-Западный GSM“. Например, стоимость исходящих вызовов на телефоны других операторов Петербурга в бизнес-часы у МТС составляет $0,16 (тариф “Фирма”) и $0,14 (тариф “Фирма +”) в минуту, а у “Северо-Западного GSM” – на 1 цент больше ($0,17 и $0,15).

МТС также предлагает посекундную тарификацию после первой минуты разговора и льготные тарифы на звонки другим абонентам МТС по всей России (внутрисетевой роуминг). Например, для питерского абонента МТС цена минуты разговора с абонентом этого же оператора в Москве, Московской области и еще 12 областях страны в бизнес-часы будет даже дешевле местного звонка.

На фоне частных пользователей количество корпоративных абонентов у обоих операторов невелико. “Северо-Западный GSM” обслуживает около 1000 корпоративных клиентов, которые в сумме используют свыше 12 000 номеров, что составляет всего 2% номеров. У МТС корпоративные номера также составляют единицы процентов абонентской базы, однако, по заявлению директора по маркетингу МТС Игоря Тимофеева, в Москве МТС обслуживает свыше 60% всех корпоративных абонентов.

Игорь Тимофеев сообщил репортеру ComNews.ru, что пока компания приобрела 100 000 прямых петербургских номеров у ЗАО “Петербург Транзит Телеком”. Кроме того, для Петербурга и Северо-Запада МТС имеет 2 миллиона федеральных номеров с кодом (911). На сегодняшний день компания установила в Петербурге коммутатор начальной емкостью 100 000 номеров и около 100 базовых станций, планируется, что до конца 2001-го года число станций увеличится до 155.

Сотовый оператор “Северо-Западный GSM”, который до настоящего времени являлся практически монополистом питерского рынка сотовой связи, основательно подготовился к приходу конкурента.

За неделю до старта МТС в Питере он отменил плату за подключение (правда, только для тех, кто подключится к сети в период с 28 ноября по 10 января), полностью сменил линейку тарифных планов, удешевил ключевые дополнительные услуги, вдвое снизил стоимость междугородных звонков в Москву, а также впервые в своей истории занялся продажами оборудования.

До сих пор компания не занималась продажами телефонов и аксессуаров, с первого дня работы на рынке перепоручив этот бизнес дилерам. Первые два центра открыты на улице Марата и Московском проспекте, а до конца года компания создаст еще три таких центра. По данным ComNews.ru, один из них откроется в Ледовом дворце.

“Следующий год будет сложным, – говорит гендиректор ЗАО “Северо-Западный GSM” Игорь Никодимов. – В Петербург приходит уважаемая нами компания МТС. Кроме того, “Дельта Телеком” создает опытную зону CDMA, поэтому мы ожидаем конкуренции и с этой стороны: стандарт CDMA непосредственно выходит в третье поколение [сотовых стандартов], что заставляет смотреть на него более чем серьезно”.

Оценки по распределению сил на петербуржском рынке выглядят следующим образом: директор по маркетингу “Северо-Западного GSM” Константин Сухин полагает, что к концу 2002 года МТС сможет подключить 300 000 петербургских клиентов, а “Северо-Западный GSM” к этому моменту будет располагать абонентской базой в 1 миллион клиентов.

Вице-президент “Ренессанс Капитал” Андрей Брагинский считает, что до конца 2001 года МТС сможет подключить 20-30 тысяч питерских абонентов, а к декабрю 2002 года будет контролировать 15% петербургского рынка, а к концу 2005 года – около 30%, что составит более 500 тысяч абонентов. Эти прогнозы исходят из того, что Минсвязи не выдаст третью GSM-лицензию на Петербург.

Однако, петербургский рынок – это лишь один из фронтов, на которых происходит битва российских телекоммуникационных гигантов.

Пока ведущий московский оператор осваивает регионы, регионы теснят его на родном московском рынке – не далее, как 21 ноября 2001-го года, т.е. менее 2 недель назад, в Москве начала предоставлять свои услуги сотовая GSM-сеть “МегаФон“.

“МегаФон” – общероссийский проект компаний “Телекоминвест”, Sonera, Telia, и “ЦТ-Мобайл”, созданный с целью объединения региональных операторов мобильной связи GSM в единую сеть. В настоящее время в проект “МегаФон” входят компании “Волжский GSM”, “Мобиком-Кавказ”, “Мобиком-Киров”, “Мобиком-Новосибирск”, “Мобиком-Хабаровск”, “МСС-Поволжье”, “Северо-Западный GSM”, “Соник Дуо”, “Уральский GSM”.

Юридически структура оформится в 1 квартале 2002-го. Рабочее название новой компании совпадает с используемой торговой маркой – “МегаФон”. Объединение будет вестись на базе “Северо-Западного GSM”, которому будут переданы пакеты акций остальных региональных операторов: “Соник Дуо” (100%), “Мобиком-Кавказ” (51%), “Мобиком-Новосибирск” (51%), “Мобиком-Хабаровск” (51%), “МСС-Поволжье” (98,25%), “Волжский GSM” (80%) и “Мобиком-Киров” (100%).
После окончательного слияния “МегаФон” сможет предоставлять услуги мобильной связи в стандарте GSM на 80 % территории страны, на которых проживают 122 миллиона россиян. На сегодняшний день число абонентов сети составляет около 600 тысяч человек. Оператором сети “МегаФон” в Москве выступает компания “Соник Дуо”, учрежденная финской корпорацией Sonera (35% акций) и фирмой “ЦТ-Мобайл” (65%), причем 99,9% акций последней принадлежит московской финансовой структуре “ЛВ-Финанс”.

О вхождении “Соник Дуо” в проект “МегаФон” было объявлено в августе 2001 года. С середины сентября “Соник Дуо” предоставлял услуги роуминга абонентам “МегаФона” из других регионов, прежде всего – из Петербурга.
Подключение московских абонентов “Соник Дуо” начал с 260 базовыми станциями (у МТС в Москве имеется 991 базовая станция).

Нового для московского рынка оператора отличают непривычные для российских абонентов тарифные планы и возможности экономии. Например, для всех тарифов входящие звонки, как с обычных, так и с мобильных телефонов, бесплатны, начиная со второй минуты. В тарифном плане “Пять плюс” абоненту достаточно проговорить 5 минут в день, чтобы вся остальная исходящая связь в этот день стала вдвое дешевле.

Кроме того, “Соник Дуо” делает упор на интеллектуальные услуги, которые обеспечивают SIM-карты оператора. С их помощью сеть определяет местоположение абонента и сообщает ему информацию о городских объектах (ближайших АЗС, ресторанах, кинотеатрах и т.п.). Помимо этого, абоненту открывается доступ к развлекательным каналам, новостям, сводкам о дорожных пробках и т.д. Система, расширяющая возможности SIM-карты, приобретена “Соник Дуо” у компании SmartTrust. Еще одно маркетинговое преимущество “Мегафона” – дешевый внутрисетевой роуминг.

Пока “Соник Дуо” не предложил специальных тарифов для московских корпоративных пользователей. Генеральный директор компании “Соник Дуо” Алексей Ничипоренко сообщил лишь, что с января компания предложит корпоративным пользователям новую услугу, основанную на конвергенции фиксированной и мобильной связи. В эксклюзивном интервью ComNews.ru Алексей Ничипоренко раскрыл, что партнером “Соника” в этой услуге будет выступать ОАО “Центральный телеграф”, которое имеет около 180 тысяч коммерческих телефонных линий. Сегодня услуги фиксированно-мобильной связи в России предлагают две пары операторов: “Комстар” / “Московская сотовая связь” и “Совинтел” / “БиЛайн”.

Менеджеры “Соник Дуо” строят радужные прогнозы на будущее. “До конца текущего года мы захватим 10% рынка предновогодних продаж сотовых контрактов, что принесет нам 30 тысяч абонентов. В 2002 году каждое третье новое подключение в Москве будет нашим, – уверен Алексей Ничипоренко. – Через 3 года “Соник Дуо” будет контролировать 20% московского сотового рынка”.

Гендиректор ОАО “Телекоминвест” Андрей Михайленко подчеркнул, что проект в Москве при всей его важности является частью всероссийской сотовой GSM-сети “МегаФон”. “МегаФон” – один из крупнейших инвестиционных проектов в России, – подчеркнул Леонид Рожецкин. – В течение трех лет в него будет вложено $600 миллионов”.

Еще одним фронтом, на котором в последнее время разгорается битва телекоммуникационных гигантов, являются российские регионы, в первую очередь такие перспективные, как Урал, Сибирь и Дальний Восток.

В состав “Мегафона”, как мы уже говорили, входят операторы “Мобиком-Новосибирск”, “Мобиком-Хабаровск” и”Уральский GSM”.

МТС в свою очередь в августе этого года (через два дня после появления официальной информации о создании “Мегафона”) объявило о завершении процесса покупки 81% акций компании “Телеком 900”, которой принадлежат контрольные пакеты ЗАО “Сибирские сотовые системы-900” (60 тысяч абонентов; доля рынка в регионе – 65%), ЗАО “Уралтел” (40 тысяч абонентов; крупнейший оператор в регионе) и ЗАО “Дальневосточные сотовые системы-900” (17 тысяч абонентов; доля рынка в регионе – 49%).

После приобретения ЗАО “Телеком 900” лицензионная территория МТС и его дочерних компаний включает 46 регионов России, где проживают 84 миллиона человек (или 56% населения страны). В ближайшее время МТС планирует запуск сетей в Карелии, Мурманской, Архангельской, Калининградской, Вологодской и Новгородской областях. По данным ComNews.ru, в Мурманске и Великом Новгороде МТС уже начал тестовую эксплуатацию сетей.

Как и “Мегафон”, МТС претендует на звание “первого общефедерального оператора” и готов активно бороться за это звание.

С новыми московскими тарифами “общефедерального оператора “Мегафон” можно познакомиться на сайте www.megafonmoscow.ru, который открылся в день запуска сети в столице.

Питерские абоненты, желающие поподробнее узнать о местных тарифах “общефедерального оператора МТС”, смогут сделать это в ближайшем будущем на сайте www.spb.mts.ru, который в данный момент украшает статичная заглушка.

По материалам ComNews.ru

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


МТС

МТС в Санкт-Петербурге

“МегаФон”

“Соник Дуо”

ComNews

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


“МегаФон” идет05.11.01


Питерский МТС выходит на рынок без сайта16.10.01


Лукашенко выбирает МТС25.09.01


“Телекоминвест” и Sonic Duo объединятся в “МегаФоне”14.08.01


МТС возвращает SMS05.07.01


МТС вводит систему дистанционной оплаты08.06.01


МТС упразднила бесплатные SMS08.06.01


Сотовые операторы рвутся в Петербург23.05.01


МТС приходит в Петербург18.05.01


МТС отдаст частоты Sonic Duo ради покупки “Телеком XXI”21.03.01


Водка “Сотовая” благотворно влияет на печень и продажи МТС24.01.01


МТС потратит 45 миллионов долларов на покупку операторов в регионах17.11.00


Американцы запасаются акциями МТС16.11.00


Sonic Duo “на свой страх и риск” исследует новые диапазоны27.10.00


Банковские услуги через WAP для клиентов МТС06.10.00


Частоты для Sonic Duo отберут у военных26.09.00


Минсвязи отбирает частоты у “ВымпелКома” и МТС13.09.00


МТС запустила первую в России сеть GPRS06.09.00