Что индексирует “Рамблер”?

Author:

Во вторник компания “Рамблер” анонсировала свой новый проект – еженедельные индексы BiG20. Индексы отражают “рост пользователей Интернета в России” и “активность пользователей Сети”.

Первые индексы вышли только на основе данных Rambler’s Top100, в дальнейшем в проекте будет участвовать Mail.ru со своим каталогом (бывший List.ru).

В индексе объема аудитории отражается количество пользователей, обратившихся к ресурсам “большой двадцатки” за неделю. В индексе активности отражается отношение количества хитов на BiG20 к числу посетителей на этих же ресурсах. Несмотря на то, что индексы запущены только сейчас, “Рамблер” собрал данные и за более ранний период, так что поведение индексов можно отследить за период с 1 июля текущего года.

Сама “Большая двадцатка” – это, по версии “Рамблера”, 20 интернет-ресурсов Рунета, обеспечивающих максимальный охват регулярной российской интернет-аудитории. Список – здесь.

На вопросы “Нетоскопа” по поводу нового проекта ответил заместитель генерального директора “Рамблера” по PR Иван Засурский.

– Будет ли меняться состав сайтов в “большой двадцатке”? Если да, то
как часто?

– Двадцатка считается и пересчитывается по месячному охвату аудитории
интернет-ресурсами. То есть двадцатка каждый месяц может быть только одна.
Однако месяц от месяца она может быть разной. Даже – должна быть разной. Это
легко показать на примере ресурса по рефератам. Здравый смысл подсказывает,
что летом желающих читать учебную литературу и переписывать чужие работы
будет меньше, а значит этот ресурс уйдет – до осени. И так далее.

– Все ли сайты, входящие в “большую двадцатку”, имеют счетчик на всех
страницах ресурса, или кто-то держит рамблеровский счетчик только на
главной странице?

– Мы рассматриваем интернет-ресурсы как совокупность счетчиков Rambler’s
Top100, расположенных на их страницах. Как правило, веб-мастера стараются не
упускать трафик и расставляют счетчики так, чтобы они давали максимальную
точность и объем посещений. В случае с ресурсами, входящими в “Большую
двадцатку” и способных претендовать на это, уровень технической подготовки
веб-мастеров не вызывает подозрений в непрофессионализме.

– Что вообще для вас было важнее при выявлении первых двадцати сайтов
– посещаемость главной страницы или посещаемость всего сайта?

– Количество посещений, зарегистрированных нашим счетчиком по всем страницам
того или иного интернет-ресурса.

– Оба первых индекса, которые вы представили, если просматривать их
за весь отчетный период, демонстрируют кривые, которые практически под
углом в 45 градусов уходят в небо. Это отражает реальное положение
дел? Или может быть чем больше считаются ваши индексы, тем они точнее,
а рост на самом деле не линеен?

– Угол – это вопрос масштаба. Если посмотреть на графики в режиме “С начала
подсчета”, то картина будет другая, а если расписать его по дням, то третья.

На графике “с начала подсчета” виден период летней стагнации, затем начало
сезонного роста и постановка счетчиков на Mail.ru, затем – уже после выхода
на новый уровень – эффект терактов в США, описанный в статье “Большая
волна”, которая вышла в “НГ” в начале октября.

Еще четче, кстати сказать, эффект терактов просматривается на графике
активности пользователей. Нам очень приятно, что графики на базе индексов
дают возможность яснее видеть процессы в российском Интернете – ведь ради
этого мы их и делали.

– Будете ли приглашать в свой проект с индексами SpyLOG?

– Приглашать SpyLOG мы не будем, поскольку строительство совместного рейтинга
технически невозможно. Это все равно, что строить фондовый индекс на базе
стоимости акций на разных биржах с разными правилами торгов. Мы меряем
по-разному. В конце концов, для рынка будет полезнее иметь несколько точных
индексов – отдельно Доу Джонс и НАСДАК, чем один композитный и не вполне
достоверный.

– Где будут публиковаться ваши индексы? Как складываются на данный
момент отношения “Рамблера” и “Коммерсанта“?

– Печатная премьера индексов должна состояться в сегодняшнем выпуске газеты
Ведомости“. В дальнейшем, согласно нашей договоренности с этим изданием,
индекс будет публиковаться там же, по понедельникам.

По поводу “Коммерсанта” – у нас в работе есть ряд совместных проектов, но
пока рано говорить, что из этого получится.

– Самая большая претензия к вам со стороны “Яндекса” – что крупные
игроки на рынке не имеют права мерять рынок. Как поживает все-таки
идея совместного независимого рейтинга холдингов?

– BiG20 – это совместный проект Mail.ru и “Рамблера”. Мы создали надежный и
независимый индикатор рынка. Не секрет, что мы предлагали “Яндексу” вступить в
этот проект на равных. К сожалению, преодолеть недоверие между игроками на
рынке – задача не из легких. До выпуска еженедельной версии индексов BiG20
нам это не удалось. Надеемся, что со временем это получится.

Иван Засурский, безусловно, очень хороший пиарщик. Однако на некоторые спорные моменты в его интервью хотелось бы обратить внимание.

Счетчик “Рамблера” исторически ставился только на главных страницах сайтов. В текущем году революционные преобразования произошли, и теперь этот счетчик можно ставить и на внутренние страницы. Однако инерция имеет место быть, и не все сайты проставили счетчики на остальные страницы. При беглом просмотре статистики сайтов, которые входят в BiG20, можно заметить, что не все из них имеют счетчики на внутренних страницах. Хотя индекс активности строится именно на отношении хитов на всех страницах сайтов к посетителям.

Так вот – на сайтах Fomenko.ru, Omen.ru, Rol.ru и Lenta.ru счетчики на всех страницах _не стоят_. По поводу достоверности индекса можете додумать самостоятельно. Есть и еще одна небольшая проблема. В двадцатку входят Referat.ru и Aport.ru. На этих сайтах счетчик Rambler’s Top100 фиксирует крайне малое количество обращений, если не сказать, что вообще ничего не фиксирует. А обсчитываются сейчас Referat.online.ru и Rol.ru/aport/.

За ответ про вздернутые графики, конечно, спасибо, но и для тех, кто смотрит на индексы в “Руметрике”, неплохо было бы пояснить, что чуть ли не наибольший скачок индекса связан с началом обсчета Mail.ru, а то ведь так все подряд терактам и припишут.

Очень не повезло “Спайлогу”. “Рамблер” со всеми считать может – и с Mail.ru, и даже с “Яндексом”, если тот согласится. Но вот только со “Спайлогом” они меряют по-разному. Что ж, жаль и немного странно.

Если уж говорить насчет “Коммерсанта”, то Иван не упомянул одну деталь. “Коммерсант” уже давно публикует индексы “Спайлога” (это что – Доу или Насдак?). Но издание давно хотело сделать индекс на основе данных не только “Спайлога”. “Рамблер” приглашался поучаствовать. Однако из-за публикации некоторых статей об очередной реорганизации в “Рамблере”, “Рамблер” обиделся и на всеобщий сбор “Коммерсанта” и холдингов не пришел. Теперь обиделся уже “Коммерсант”. Так что на базе “Коммерсанта”, по крайней мере, совместные индексы не появятся.

Ну и с определениями всегда хочется ясности. Ну зачем говорить о “российской интернет-аудитории”? Аудитория, которая посещает сайты, которые обсчитываются рамблеровским счетчиком. Так все же точнее.