Госдума решила, что товарный знак главнее домена

Author:

Алексей Рерих

На следующей неделе Госдума РФ будет рассматривать во втором чтении поправку к 4-й статье закона о товарных знаках. Если поправка будет принята, владельцы торговых знаков получат преимущество в суде даже в том случае, если товарный знак зарегестрирован уже после регистрации домена.

Поправка выглядит так:

Пункт 4. статьи 4. дополнить абзацем вторым следующего содержания:
“Нарушением прав владельца товарного знака также признается несанкционированное использование товарного знака во всемирной компьютерной сети Интернет, в том числе в наименовании домена, если вследствие этого лицо, нарушившее право, получило или могло получить доходы, приобрело или могло приобрести какие-либо преимущества в деловом обороте”.

Вероятность принятия поправки – очень велика. Хотя именно в таком виде поправка, представленная предположительно Роспатентом, вызывает серьезные нарекания у специалистов.

В частности, один из основоположников Третейского Суда при СОИ и переводчик Единой Политики Разрешения Споров (UDRP), глава юридической компании “Страх и Партнеры” Александр Страх утверждает, что принятие поправки может привести к ситуации, когда владелец домена будет поставлен в неравные, по отношению к владельцу товарного знака, условия и владелец товарного знака получит неоправданные преимущества.

Например, некто может зарегистрировать уже существующее имя (не свое) в качестве товарного знака и, обратившись в суд, отобрать его у хозяина, несмотря на то, что домен зарегистрирован еще до регистрации товарного знака и на его продвижение и раскрутку были затрачены средства и силы.

По словам Александра Страха, эта проблема не нова и в международной юридической практике такая ситуация даже имеет специальное название – “обратный захват домена”.

По мнению юриста, чтобы избежать такой ситуации, необходимо четко законодательно определить в каком именно случае регистрация домена, совпадающего с товарным знаком, можно считать нарушением прав правообладателя.

В мировой практике эта проблема решена доскональным описанием всех возможных вариантов регистрации одноименных с товарным знаком доменов. Передача домена правообладателю товарного знака осуществляется только при соблюдении трех основополагающих моментов:

  • доменное имя идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания;
  • у ответчика нет прав или законных интересов в отношении доменного имени;
  • доменное имя было зарегистрировано и используется недобросовестно.

    Основываясь на отсутствии доказательств последнего пункта, WIPO (Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности) зачастую принимает решения в пользу владельца домена, а не владельца товарного знака.

    Александр Страх также указывает, что в международной практике, а именно, в “Единых Правила Рассмотрения Споров о Доменных Именах”, которые действую в зонах .com, .org и .net, подробно рассматриваются намерения при регистрации и способы использования доменного имени, которые следует считать недобросовестными:


    обстоятельства, указывающие на то, что ответчик зарегистрировал или приобрел доменное имя главным образом с целью продажи, сдачи в аренду или передачи иным образом заявителю, который является владельцем товарного знака или знака обслуживания, за деньги или иные ценности, превышающие подтвержденные расходы ответчика, прямо относящиеся к доменному имени;

    ответчик зарегистрировал доменное имя, чтобы помешать владельцу товарного знака или знака обслуживания отразить знак в соответствующем доменном имени, при условии, что ответчик следовал такой модели поведения;

    ответчик зарегистрировал доменное имя, главным образом, в целях помешать деятельности конкурента;

    используя доменное имя, ответчик намеренно пытался привлечь, с коммерческой целью, пользователей Интернет к своему интернет-ресурсу, создавая возможность того, что принадлежащий заявителю знак будет воспринят как имеющий отношение к источнику сушествования, финансирования, организационной принадлежности или одобрению ресурса ответчика или продукции или услуги, предоставляемой через ресурс ответчика.

    Согласно тем же правилам, ответчик (владелец домена) также имеет определенные возможности для доказательства своих прав на домен:

    использование доменного имени или демонстрация подготовки к использованию доменного имени, до того как ответчиком были получены уведомления о споре, для добросовестного предложения услуг или товаров; или

    ответчик (как частное лицо, юридическое лицо или организация) был широко известен по доменному имени, даже если он не приобрел прав на товарный знак или знак обслуживания; или

    ответчик законно использует имя в некоммерческих целях или добросовестно использует его, без намерения извлечь коммерческую выгоду из ошибочного увода потребителей или посягательства на товарный знака или знак обслуживания.

    Отсутствие такой проработанной законодательной базы в российском законодательстве может привести к неоправданному перекосу в пользу владельцев торговых знаков. По российским законам, нарушителя торгового знака (т.е. теперь, теоретически, и администратора домена, совпавшего с чьей-то торговой маркой) могут привлечь даже к уголовной ответственности.

    ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


    Страх и Партнеры