Детектор на основе мышиных мозгов отслеживает биотеррористов

Author:

Алексей Андреев

В Центре нейросетевых исследований (CNNS) при университете Северного Техаса создан биодетектор для оперативного обнаружения биологического и химического заражения.

В основе устройства, разработанного директором CNNS, доктором Гюнтером Гроссом, лежит живая нейронная сеть, выращенная из клеток мышиных эмбрионов. Данный “микромозг” помещается на сетку электродов между двумя стеклами. В клетках поддерживается жизнь, а электроды позволяют отслеживать их состояние с помощью компьютера. Мышиные нервные клетки реагируют на яды или на вирусы почти так же, как человеческие – поэтому по их реакции можно судить о том, насколько чиста, например, вода в водопроводе.

До сих пор обнаружение биологического оружия было самой большой проблемой в сценариях “нетрадиционной” войны. “Классический способ выявления вредоносных биологических агентов – это отлавливание их, выращивание и последующее изучение. Это очень медленный процесс, занимающий три-четыре дня. К этому времени вы уже можете умереть”, – так комментирует ситуацию Майкл Уортелл, профессор химии и председатель научного совета Defense Intelligence Agency.

Устройство Гросса предлагает альтернативную и более эффективную технологию обнаружения. “Это настоящий физиологический детектор, – говорит доктор Гросс. – Он реагирует на компоненты, которые влияют на работу нервной системы, поскольку сам является частью такой системы”.

При этом устройство позволяет отследить, какие именно части нервной системы поражает обнаруженное биологическое или химическое оружие. Кроме того, детектор на основе мышиных эмбрионов может зарегистрировать присутствие даже неизвестных отравляющих веществ и вирусов – достаточно того, что живые клетки негативно реагируют на присутствие неизвестных веществ.

В настоящее время устройство проходит тестирование. Как сообщает Assciated Press, уже доказано, что детектор успешно отслеживает сотни вредоносных соединений. Министерство обороны США выделило на этот проект 2 миллиона долларов. Как полагает Гросс, переносная (в виде чемоданчика) рабочая версия биодетектора появится в течение полугода. Затем будет разработан и более миниатюрный карманный вариант.

Проект Гросса – не единственный в своем роде. Известное американское агентство по оборонным исследовательским проектам DARPA недавно заключило два контакта на сумму 6 миллионов долларов по разработке аналогичных биодетекторов, только еще и летающих (Organic Air Vehicles). Летающие роботы совместно с традиционной разведкой с воздуха будут проводить и мониторинг самого воздуха на предмет вредоносных агентов, и передавать данные на портативные компьютеры военных.

Center for Network Neuroscience, University of North Texas