PricewaterhouseCoopers: “Культура интернет-компаний умирает”

Author:

Ленка Виноградова

Компания PricewaterhouseCoopers в понедельник объявила о результатах второго ежегодного исследования европейских интернет-фирм. Полученные данные позволили компании сделать вывод, что “культура интернет-компаний” умирает, а ей на смену приходит более традиционный подход к бизнесу.

В ходе исследования были повторно опрошены 400 высших руководителей европейских чисто интернетовских компаний. Цель опроса состояла в выяснении основных проблем и вопросов, стоящих перед ними в настоящее время.

Судя по опросу прошлого года, приоритеты высших руководителей интернет-компаний включали исключительно вопросы подбора персонала, создание бренда и расширение географии деятельности в рамках всей Европы. Значительно меньшее внимание уделялось рентабельности и работе с клиентами. Кроме того, при ответе на вопрос о наиболее важных чертах менеджера руководители компаний подчеркивали важность творческого подхода и гибкость, а вовсе не наличие соответствующего опыта работы в сфере организации и управления бизнесом.

Однако отчет об исследовании 2001 года свидетельствует о кардинальном изменении в установках, что стало результатом критической переоценки руководителями деятельности своих компаний и осознания новых реалий все более жесткой экономической ситуации.

Как сообщается в пресс-релизе PricewaterhouseCoopers, в 2000 каждый третий менеджер интернет-компаний указывал на сложности, связанные с подбором персонала компании, который бы отвечал соответствующим требованиям. Однако в 2001 году эта цифра снизилась: только один из каждых двадцати опрошенных руководителей назвал эту проблему в числе первостепенных. Основное внимание остальных руководителей направлено на привлечение новых клиентов и снижение затрат.

В качестве одной из основных проблем, стоящих перед интернет-компаниями в 2001 году, было названо обеспечение прибыльности и ликвидности компаний. При этом тактика, используемая руководителями в разных странах, имеет индивидуальные особенности. В Великобритании и Германии компании уделяют наибольшее внимание снижению затрат и общехозяйственных расходов. Во Франции интернет-фирмы стремятся увеличить размер прибыли за счет повышения качества продукции (22 процента), а в Нидерландах наибольшее внимание уделяется маркетингу (32 процента) как способу решения проблемы укрепления бизнеса.

Отмечается явный сдвиг в пользу опыта и навыков управления. Опыт управления и администрирования бизнесом стал самым ценным качеством в глазах руководителей интернет-компаний, хотя еще год назад эти качества находились в самом конце списка ценных качеств сотрудника.

Ник Друитт, представитель британского отделения PricewaterhouseCoopers, отмечает: “Некоторые интернет-компании считали себя “особой породой”, к которой не применимы обычные правила ведения бизнеса. Результаты данного исследования свидетельствуют о фундаментальных изменениях в отношении руководителей европейских интернет-компаний к оценке своих приоритетов: сегодня перечень основных задач включает сокращение затрат, достижение прибыльности, приобретение и сохранение клиентов, в отличие от творческого подхода и способности идти на риск, как в прошлом году”.

В соответствии с результатами проведенного исследования, основная проблема, стоящая перед европейскими интернет-компаниями сегодня, заключается в осуществлении перехода от статуса венчурной новой компании к прочному бизнесу, не утратив при этом лучших черт присущей этим компаниям культуры.

Интересно отметить, что 72 процента руководителей утверждают, что по-прежнему получают удовольствие от работы. Это свидетельствует об их преданности своей компании, наличии энтузиазма и мотивации.

PwC составил контрольный перечень факторов выживания европейских интернет-компаний 2001 года:

  • Реалистично оценивайте перспективы привлечения финансирования и не выходите за рамки имеющихся средств.
  • Сосредоточьте внимание на доступных темпах роста.
  • Разработайте запасные варианты на случай неудачи с привлечением финансирования в соответствии с первоначальным планом.
  • Пересмотрите свою стратегию – еще раз оцените вероятность успеха вашего начинания.
  • Направьте усилия на сохранение своих основных активов и разработайте четкую систему внутреннего контроля.
  • Стройте реалистичные прогнозы, основанные на подлинном понимании клиентской базы и затрат.
  • Не забывайте про основополагающие задачи – бизнес модель, прогнозы движения денежных средств и управленческая отчетность – все это является жизненно важными компонентами.
  • Не теряйте из виду основную цель.

Сдвиг в отношении к бизнесу, продемонстрированный в ходе исследования 2001 года, не сможет прекратить вал банкротств среди интернет-компаний. PricewaterhouseCoopers предупреждает, что ни талант, ни здравое отношение к организации и ведению бизнеса не помогут, если бизнес-модель изначально неверна. Парадоксально, но лишь немногие компании, участвовавшие в опросе, подвергли официальному пересмотру стратегию своего бизнеса.

Борис Краснянский, руководитель консалтинговой практики PricewaterhouseCoopers в России и Украине, считает: “Такое изменение приоритетов руководителей- свидетельство того, что чистые интернет компании теперь оцениваются инвесторами по тем же критериям, что и компании традиционной экономики, а может быть и жестче, учитывая, возрастающие требования к ликвидности вложений в условиях спада. Что же касается пересмотра стратегий интернет-компаний, на мой взгляд в ближайшее время у менеджеров просто не будет выбора, так как таковыми будут ожидание большинства крупных акционеров”.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


PricewaterhouseCoopers

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


Всемирная торговая организация ратует за введение международных правил электронной торговли31.05.01


Традиционные компании развивают российский B2B29.05.01


По развитию электронной коммерции Россия занимает 36 место из 4716.05.01


Спрос на компьютерщиков снизился на 44 процента02.04.01


Электронная коммерция в Израиле прижилась28.02.01


Интернет-компании бьют свои же рекорды по количеству увольнений30.01.01


Игрушки eToys уходят из Европы04.01.01


Только 12 процентов пользователей покупают в интернет-магазинах14.12.00


Евросоюз защищает права покупателей интернет-магазинов01.12.00


В интернет-магазинах – выбирают, а в обычных – покупают27.11.00


Интернет-магазин не открыли потому, что он не нужен покупателям23.08.00


В Интернете можно купить все – даже урановое топливо22.08.00


Союз Журналистов