“оЗон” покончил с Петербургом

Author:

В понедельник информационная редакция “оЗона” распространила пресс-релиз, в котором сообщила, что с 1 марта все ее сотрудники покидают проект. Уходит 10 человек. Все они работали в петербургском офисе магазина. Среди тех, кто уходит из проекта, – бессменный руководитель информационной редакции Ирина Иванова и ранее работавший в редакции, а в последнее время занимавший должность директора по развитию IT-департамента магазина Сергей Бережной.

С окончательным уходом в проекте практически не останется старожилов времен “Рексофта“. И, видимо, на этом плавно завершится “петербургский этап” в истории самого известного и самого крупного в России книжного электронного магазина.

“оЗон” открылся 9 апреля 1998 года как совместный проект петербургской компании “Рексофт” и петербургского же издательства Terra Fantastica. После дефолта издательство не смогло продолжить финансирование проекта (до этого выделенные сотрудники Terra занимались созданием контента), и магазин остался полностью в ведении “Рексофта”. В феврале 1999 года была образована отдельная компания – ООО “Озон”. А в декабре 1999 года 51 процент акций “оЗона” купил за 1,8 миллионов долларов ru-Net Holdings, обязавшись инвестировать в 2000 году в проект еще 1,2 миллиона долларов.

С самого начала “оЗон” был не только магазином, но и энциклопедией. Составлялась биографическая база, писались рецензии, статьи, обзоры, новости, выкладывалась информация об издательствах, кинокомпаниях и так далее. Это помогало читателям ориентироваться в той книжной и видеопродукции (а затем и музыкальной), которую они покупали.

В интернет-среде сама необходимость информационной базы, поддержание которой обходится недешево, всегда ставилась под сомнение. Бизнес-модель американского “Амазона“, на который “оЗон” так или иначе ориентировался (он даже владеет доменом www.amazon.ru), не включает в себя поддержку обширной справочной системы. Насколько ее наличие влияет на продажи – загадка. Но так или иначе, эта информационная база была для “оЗона” одним из конкурентных преимуществ.

Информационная редакция складывалась в течение трех лет. Были отработаны эффективные технологии внутреннего взаимодействия, решена сложнейшая проблема – как накладывать ассортимент на каталог. Команда работала профессиональная. Из Terra Fantastica в “оЗон” пришли Сергей Бережной (переводчик, редактор и литагент), Андрей Чертков (главный редактор издательства Terra), Екатерина Теплова и другие. Ирина Иванова до “оЗона” занималась журналистикой (в том числе в журнале “Мир Internet”) и была уже автором книги “Интернет, любовь, эротика и секс”.

Когда в “оЗоне” после передела собственности сформировалось новое руководство, сразу было решено все бизнес-процессы переносить в Москву. Петербург же планировали оставить интеллектуальным центром. Там остались редакция и разработчики. Однако, информационную составляющую проекта новое руководство решило сокращать. Стратегия сокращения выработана не была, и действия, на это нацеленные, были скорее хаотичными. Импульсивно увольнялись сотрудники. Месяц назад без ведома Ирины Ивановой, например, были уволены двое экспертов. Все ТЗ, которые информационная редакция готовила последние 8 месяцев, так и не были реализованы. Ирина Иванова рассказывает: “Мы поняли, что мы здесь лишние. Или у нас с руководством разные стратегии. Никто ни на кого не в обиде – просто, видимо, время пришло”.

Первым из “старожилов” в конце 2000 года из проекта ушел Андрей Чертков – человек, который с нуля создал и курировал раздел “Видео”. До этого – в ноябре – уволили всех сотрудников питерской информационной редакции, занимавшихся этим разделом, а также менеджера по закупке видео (в ноябре был окончательно уничтожен и петербургский склад “оЗона”, после чего доставка товаров в пределах Петербурге стала невыносима). Наняли московского человека, “типичного лоточника”, не очень разбирающегося в Интернете, по словам Черткова. Чертков поставил вопрос ребром – или я, или он. Чертков знал всю систему от начала до конца, в течение всего времени работы в “оЗоне” обеспечивал постоянный рост продаж. “Начальники так до сих пор и не понимают, как все функционирует, – рассказывает Андрей. – Думают, что оно все работает само по себе”. Андрей обучил сотрудников нового, московского отдела видео и в конце декабря 2000 года покинул компанию, так как его условия выполнять никто не захотел. Расставание было мирным. Андрей собирается начать работу в другом интернет-магазине, с собой он увел несколько человек. Чего ему жалко, так это дела, к которому относился как к своему: “Я потратил на “оЗон” 3 года, без выходных и без отпуска”.

Сейчас, по оценкам Черткова, система логистики уже дает свой сбой, а продажи по видео за январь упали в 1,2 раза. Чертков прогнозирует и дальнейшее падение продаж, хотя и несильное: “Мы эту машину раскочегарили с такой силой, что теперь у нее бешеная инерция”. Причины озоновских проблем Андрею Черткову видятся так: “Сделали ставку не на тех лошадок. Московский средний менеджмент, который был нанят в течение года, – не того калибра”. Кроме того, движок, который сделан для магазина “Рексофтом” – достаточно сложен. В течение нескольких лет он дорабатывался под магазин, все ТЗ по доделкам разрабатывались внутри редакции. Новым сотрудникам столь глубокого знакомства с системой достичь сразу не удастся. Пока новая команда вработается, пройдет какое-то время.

В последние месяцы по разделу видео продажи составляли 10 тысяч видеокассет в месяц. Плюс DVD. Рост оборота всего “оЗона” в течение 2000 года Чертков характеризует следующими цифрами: 45 тысяч долларов – январь 2000 года, 240 тысяч доллларов – ноябрь 2000 года.

Сложившуюся вокруг магазина после инвестирования ситуацию Андрей комментирует следующим образом: “У нас еще не настолько развит интернет-бизнес, чтобы можно было купить проект как бизнес. Можно купить проект с командой, чтобы эта команда дальше работала. А купить проект и сменить команду…”

С 1 марта информационная редакция в прежнем составе полностью перестает существовать. Как рассказала Ирина Иванова, массовое увольнение сотрудников редакции стало сюрпризом для руководства. Но меры были предприняты быстро. Уже озвучено решение сделать новым руководителем информационной редакции известного филолога и критика Вячеслава Курицына. Новая редакция будет базироваться в Москве.

Пока питерский офис “оЗона” не закрывают. Остается бухгалтерия, отдел ассортимента и продаж, работающий с питерскими издательствами, люди, которые вводят в базу информацию по книгам. Но, скорее всего, это временная ситуация, и вскоре он исчезнет полностью.

На этой неделе новым генеральным директором “оЗона” назначен Владимир Гришкин. До этого он выполнял функции кризисного управляющего проектом от компании PricewaterhouseСoopers.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


“оЗон”

Пресс-релиз информационной редакции

Рунет против Интернета: Российский ╚оЗон╩ соревнуется в самоокупаемости с Amazon.com – “Время новостей”, 28.02.01

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


“Компьютерра” делает прозрачный интернет-магазин27.02.01


В Санкт-Петербурге открылся первый интернет-универсам09.02.01


eHouse продал в 2000 году товаров на 16 миллионов долларов25.01.01


Oxiris сделал сисадмина директором23.01.01


Oxiris.com прикрыли18.01.01


Интернет-магазин Пола Аллена закрывается 31 января05.01.01


Секретный эксперимент Amazon.com. Цены зависят от толщины кошелька клиента08.09.00