Секретный эксперимент Amazon.com. Цены зависят от толщины кошелька клиента

Author:

Вячеслав Ансимов

Агентство Wired News опубликовало в четверг репортаж, сделанный на основе писем в эту новостную службу от покупателей лидера интернет-торговли Amazon.com. Покупатели сообщают, что столкнулись с возмутительным, на их взгляд, явлением. Крупнейший онлайновый магазин изменяет свои цены в зависимости от того, кто является покупателем.

Многие пользователи Amazon обнаружили, что цены на один и тот же товар заметно зависят от того, с какого компьютера и под каким именем заходит клиент. Хитрая ценовая политика пока была замечена только при продаже записей на DVD-дисках. Обсуждая на форуме DVD Talk различные фильмы, многие собеседники обнаружили разницу в ценах на одни и те же диски из Amazon.com. Разгневанные покупатели (те, кто переплатил) позволили себе резко высказаться о компании на форуме, а затем поделились своим открытием с Wired News.

Amazon не стала отрицать дифференциацию цен, но заявила, что здесь нет никакой адаптации к индивидуальным поведенческим профилям. Это всего лишь ограниченный эксперимент с целью выяснить, как вообще влияет цена на покупательские стереотипы. Цены менялись, но случайным образом.

Пользователи не слишком верят в эти признания. Однако, некоторые независимые эксперты утверждают, что индивидуализация цен является эволюционным шагом в развитии Сети. Кэрри Джонсон, аналитик Forrester Research, замечает, что в начале имела место персонификация веб-страниц, затем усилий по сбыту товаров, которая, наконец, уступила место непосредственно ценообразованию.

Например, продвинутый пользователь или профессионал хорошо осознают ценность нового проигрывателя mp3-файлов. Для новичка же эта ценность будет не очевидна, и он не готов будет заплатить за программу назначенные деньги. В оффлайновой жизни практика ценовой адаптации применяется уже давно. Еще 70 лет назад газетный магнат Уильям Херст сделал интересное наблюдение: едва он объявлял, что собирается купить какие-либо предметы искусства, цены на них значительно возрастали. Херст справедливо предположил, что его репутация страстного и – богатого – коллекционера постоянно играла с ним злую шутку.

Цены могут зависеть от заинтересованности клиентов (например, спрос на велосипеды в Китае значительно выше, чем в Саудовской Аравии, соответственно и выше цена), покупательной способности целевой аудитории – и множества других факторов. В России самым ярким примером можно считать разницу в ценах на услуги для граждан страны и иностранцев. Например, билет в Эрмитаж для иностранца стоит в семнадцать раз больше, чем для россиянина, тогда как учащиеся российских школ и ВУЗов проходят вообще бесплатно.

И все-таки, судя по отзывам на форуме и письмам в Wired News, пользователей Amazon уязвляет подобная гибкость цен, они чувствуют себя одураченными. Редактор и издатель сайта The Big Picture DVD Джефф Макнил сообщил английскому журналу The Register о том, что разница в ценах Amazon для пользователей Internet Explorer и Netscape действительно существует (последние платят меньше. Очевидно, эксперименты онлайнового магазина имеют весьма широкий спектр.

ДОСЬЕ


Amazon

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


Amazon.com

Online Prices Not Created Equal – Wired News, 07.09.00

Amazon’s Loyalty Tax: IE users pay more – The Register, 08.09.00

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


Amazon.com раздает частную информацию своих клиентов04.09.00